Анализируя программы обучения психологов, я невольно прихожу к выводу, что среди посылок, на которых они базируются, содержится стойкое убеждение в нескончаемом потоке клиентов. Все техники и теории консультирования предполагают, что клиент находится прямо перед вами. В реальной же жизни нужно приложить усилия, чтобы клиент записался к вам на консультацию. В ВУЗах этот аспект упускают, и незаполненную нишу привлечения клиентов заполняют частные бизнес-тренера.
Если вы в настоящее время выбираете подходящий семинар или курс по продажам психологических услуг и привлечению клиентов, то несколько советов помогут вам сделать более осознанный выбор и лучше подготовится к обучению.
Итак, до семинара следует письменно:
1) Описать (без профессиональной лексики), какие клиентские проблемы вы решаете. Необходимо понять, что техники продаж в процессе продвижения психологических услуг вторичны. На первом месте всегда стоит клиент и соответствие вашей услуги его потребностям. Современные маркетинговые гуру не устают повторять, что не нужно пытаться продавать то, что произведено, нужно производить то, что востребовано и хорошо продается. Вам следует четко осознать, какие именно проблемы помогает решать ваша услуга и насколько актуально для клиентов их решение. Без этого любые продажные технологии будут малоэффективны.
2) Составить портрет своего клиента. Чем детальнее, тем лучше. Сколько ему лет? Чем занимается? Где проживает? Какой у него доход? Где и как часто отдыхает? В чем испытывает трудности? Как обозначенные проблемы отражаются на его работе, учебе, личной жизни? И т. д. Так вы будете лучше понимать не только потребности своего клиента, но и то, какие продажные «фишки» будут действительно эффективны. Например, стоит ли учиться продавать с помощью интернет-рассылок, если мой клиент не пользуется интернетом активно? А если и учиться, то очевидно следует сделать акцент на методах максимального охвата именно моей целевой аудитории.
3) Охарактеризовать вашу нынешнюю ситуацию(с работой и клиентами). Что именно вас не устраивает? Какие варианты решения проблемы возможны? Что именно из перечисленного вы уже предпринимали? Какой результат получили?
4) Перечисленные выше шаги нужны для того, чтобы составить четкие вопросы, на которые вам нужно будет получить ответ в процессе тренинга. Вопросы должны быть максимально приближенными к вашей ситуации. Если написанный вопрос может исходить от любого участника тренинга, значит, он составлен некорректно. Например, вопрос «Что я делаю не так?» или «Как мне найти клиентов?» может подходить любому психологу, и, следовательно, его лучше отбросить.
5) Составить критерии оценки ответов на свои вопросы, т.е. по каким признакам вы поймете, что получили на тренинге тот ответ, в котором нуждались. Напротив каждого вопроса для тренинга вы можете написать: «Ответ будет неполным, если...», «Ответ будет удовлетворительным, если...» и т.д.
Выполните все перечисленное и вы поймете, в каких знаниях и навыках действительно нуждаетесь, а без каких можно и обойтись. А выбрав тренинг или семинар, вы сможете максимально плодотворно использовать отведенное на него время.