Существует мнение, что каждый человек — психолог. И чем богаче у человека опыт, тем он психолог профессиональнее. А если так, то может психологии учиться не стоит, а диплом следует выдавать после подтверждения жизненного опыта?
Ответ кроется в определении различий между психологией житейской как совокупности личных представлений и психологией научной как знания экспертного.
Житейские психологические знания конкретны и ограничены строго определенными ситуациями. Психология как наука стремится к обобщению, пытается за обилием частностей увидеть общие тенденции развития психических процессов, поведения личности и группы.
Пример житейской психологии: ребенок знает, как следует себя вести с каждым из членов семьи, чтобы добиться того, что хочет. Но он не будет столь же проницателен, попав в общество незнакомых людей.
Повседневное восприятие чрезвычайно избирательно, причем из всех возможных характеристик внешнего мира человек выделяет те, которые попадают в зону личного интереса. Остальные свойства предметов и явлений отбрасываются как второстепенные. Экспертный же подход основывается на внимании к каждой детали, чтобы в результате исследования выявить существенные свойства и характеристики.
Пример научной психологии: изучая психологические аспекты семейной жизни, психологи исследуют и жизненный опыт партнеров, и особенности их воспитания, образования, и обстоятельства различных ситуаций, и др.
Житейское знание получается сами собой, без явного осознания процесса его получения. Причем часто оно четко не сформулировано, существует на неком чувственно-интуитивном уровне. Знание же экспертное получается в результате использования осознанно выбранной методологии и научно-исследовательских методов. Результаты исследований доступны всестороннему изучению и обсуждению. Само же знание формируется в определенную теоретическую базу, на которой и строит деятельность профессиональный психолог.
Рассмотрим различия в житейском и экспертном подходах на конкретном примере: маленький ребенок рисует только левой рукой, правую он не использует. Следует ли его учить рисовать и писать правой рукой (переучивать)?
Какой ответ житейской психологии? Все зависит от опыта участников ситуации. Если в доме живет бабушка, на памяти которой левшей переучивали, то, вероятнее всего, она будет настаивать на том же и сейчас. Профессиональный же психолог даст однозначный ответ — ребенка переучивать нельзя. Доводом будет не повседневный опыт («а вот у моей сестры...»), а принципы организации межполушарных связей.
Жизненный опыт, каким бы он не был, сам по себе не приводит к появлению экспертных знаний. Никакие переживания в прошлом не научат, к примеру, проводить нейропсихологическую коррекцию. И если человек намерен заниматься психологией профессионально, одного жизненного опыта недостаточно.