Почему лицензирование психологической деятельности — плохо

Некоторое время назад я одобрял идею лицензирования психологической деятельно­сти. Если психолог консультирует, он обязан получить лицензию, подтверждающую профессиональный уровень. Я верил, подобная практика защищает граждан от лже-психологов и лже-психотерапевтов и не позволит профессии скатиться до уровня базарно-гадательных практик. Но постепенно пришел к выводу, что лицензирование наносит больше вреда, чем пользы.

Лицензия не гарантирует качество услуги на 100%. Это как с высшим образованием: дипломы получают сотни человек, но далеко не у каждого необходимый профессиональный уровень. И в этом отношении лицензия — скорее зло для клиента, поскольку вселяет в него (возможно) необоснованное доверие к человеку как к специалисту.

Цель лицензирования — не повышение качества психологических услуг, а ограничение числа и контролирование работы тех, кто консультирует. Если бы президент Европейской Ассоциации гештальт-терапевтов приехал в Беларусь, то не смог бы практиковать пока не получил бы лицензию на оказание психологических услуг, т.е., наверное, никогда.

Если вы думаете, что лицензирование защищает психологов от недобросовестных конкурентов, то ошибаетесь. У человека нет потребности в получении психологической помощи, у него потребность в решении определённой проблемы, а как он ее решит (с помощью лицензированного психолога, соседа, жены, гадалки, «Битвы экстрасенсов» и пр.) — уже другой вопрос. Лицензия не гарантирует психологу, что обратятся именно к нему.

Лицензирование — костыль, который дает и клиентам, и психологам ощущение мнимой уверенности. Одним — что те обратились к профессионалу, другим — что к ним выстроится очередь из клиентов. И психологи, и клиенты только выиграют, если обратят внимание в первую очередь не на профессию саму по себе, а на специализацию и способность решать четко обозначенные проблемы.

май, 2011