Популярный «секрет» процветания — призыв зарабатывать на том, в чем вам в принципе нет равных. Эта идея сильно переоценена. И тем психологам, которые не находят абсолютное конкурентное преимущество, не стоит опускать руки. Для коммерческого успеха психологической частной практики занимайтесь тем, что у вас получается лучше всего по сравнению… с вами же. Из перечня востребованных рынком сфер выберите ту, где вы лично более компетентны и где несете наименьшие затраты (моральные и финансовые).

Представим себе двух людей — Алису и Милану. По всем показателям (которые только приходят в голову) Алиса превосходит Милану. Чтобы Милана не предложила Алисе, Алиса всегда сможет сказать «Я делаю это лучше». Получится ли у Миланы продать какую-либо услугу Алисе?

Если Милана нацелена на абсолютные рыночные преимущества, то, не найдя таковых, закончит нервным срывом. Но если она присмотрится к себе и поймет, что у нее самой лучше всего получается, то ситуация поменяется. Допустим, у Миланы лучше всего получается готовить и она открывает небольшое кафе. И несмотря на то, что Алиса способна лучше приготовить любое из блюд меню, она может периодически питаться у Миланы, освобождая ресурсы (временные, энергетические и др.) для чего-то более важного. Согласитесь, каждый из нас хотя бы единожды покупал растворимую лапшу типа «Роллтон» или «Доширак», несмотря на то, что способен приготовить блюдо лучшего качества.

Возьмём другой пример. Допустим, я обнаруживаю, что лучше всего у меня получается консультирование по вопросам конфликтов в семье. Но в районе, где я живу и работаю, принимает очень известный семейный психотерапевт. Огромное количество книг, статей, интервью. Его имя и семейная терапия для жителей района стали синонимами. Есть ли у меня шансы на прибыльную деятельность?

Если ориентироваться на поиск абсолютных преимуществ, ответ отрицательный. Но давайте подумаем еще. Следствием известности моего конкурента будут высокие цены на услуги либо безразмерные очереди у подъезда (либо длинные листы ожидания). В любом случае некоторых людей такое положение вещей не устроит, и они задумаются о другом психологе. И в этой ситуации мне важно быть рядом, быть заметным и отличимым от остальных семейных терапевтов.

Абсолютные преимущества — достаточное условие для прибыльной практики (при условии умелого ими распоряжения), но не обязательное. Вы станете хорошо зарабатывать психологическими консультациями, выбрав ту область специализации, в которой вы Мастер и которая востребована рынком.

Дмитрий Бартошевич

Я маркетолог, автор psycareer.ru. Помогаю психологам находить клиентов и зарабатывать частными консультациями.

Написать письмо → Dmitry.Bartoshevich@psycareer.ru

 

Твитер - ВКонтакте


© 2017