Идти или не идти? Преодоление сомнений клиента

Большинство людей, проживающих на просторах СНГ, чрезвычайно мало знакомы с тем, кто такие психологи и психотерапевты. Это порождает n-ое количество мифов, и увеличивает воспринимаемый риск обращения к психологу. Стоит ли за это платить деньги? Насколько мне помогут решить проблемы? Останутся ли разговоры в секрете? Насколько безопасно «копаться» в психике? Не попаду ли я в зависимость к психологу? Как это воспримут друзья, муж,  жена, родители и т.д?

Сомнения не всегда осознаются и не всегда длятся больше 5-10 минут, но каждый человек, принимая решение о посещении психолога,  проходит через оценивание риска.

Есть три зарекомендовавших себя стратегии, позволяющие снизить воспринимаемый риск, связанный с обращением к психологу.

Ориентация на большинство

Специалист по психологии влияния Роберт Чалдини описал этот принцип так: «Мы определяем, что является правильным через понимание того, что остальные считают верным. В заданной ситуации мы считаем поведение корректным в той степени, в какой мы видим поведение других в подобных ситуациях».

Экспериментально показано, что люди не реагируют на дым в помещении, когда никто вокруг не подает признаков беспокойства (по сути, с большой долей вероятности оставаясь в горящем здании). Или вспомним другой психологический эксперимент, где Соломон Аш просил семерых испытуемых оценить длину линий. 6 человек называли очевидно неправильный ответ, и в более 70% случаев последний испытуемый хотя бы раз соглашался с большинством (как потом выяснялось, помощниками Аша).

Раз в своем выборе человек опирается на мнение и поведение похожих на него людей, то необходимо дать ему эту опору, дабы оградить его от неуверенности и колебаний. Демонстрируйте позитивные отзывы клиентов, показывайте рекомендательные письма, говорите, как много людей прибегло к вашим услугам, упоминайте, насколько вы востребованы, дайте понять, что большинство людей (с таким-то запросом) обращается именно к вам.

Экспертное мнение

При отсутствии необходимых знаний, информации, внутренних сомнениях, люди следуют за экспертом и не тратят много времени на обдумывание. Можно это назвать когнитивной леностью, или объяснить нехваткой времени или еще как-нибудь, но факт остается фактом – люди доверяют экспертному мнению. И чем сложнее и непонятнее вопрос, тем в большей степени человек полагается на эксперта. И самое лучшее, что может сделать специалист – это либо заручиться поддержкой эксперта (авторитетным подтверждением своего профессионализма), либо самому (самой) стать признанным экспертом.

Но не бывает экспертов вообще, есть эксперты по конкретным вопросам. Поэтому для начала необходимо выбрать специализацию, т.е. определить, какие именно проблемы вы будете решать. Таких проблем должно быть немного, иначе есть опасность превратиться в «психологического разнорабочего».

Работая в одном направлении, психолог быстро становится Гуру в выбранной области. Постоянная деятельность в одном проблемном поле (консультации, мастер-классы, статьи, книги, online дневники, интервью, комментарии и др.) приводит к тому, что другие начинают воспринимать такого человека как Эксперта по проблеме. А чем непонятнее и значимее вопрос, тем в большей степени люди прибегают к помощи экспертов.

Опыт психолога

И вот мы подошли к третьей стратегии, которую применяют, дабы склонить сомневающихся клиентов на свою сторону. Многих людей убеждает опыт психолога. Подчеркну, что в данном контексте подразумевается не перечень мест, где работал специалист, а количество лет, которые психолог (психотерапевт) посвятил своей работе. Особенно убедительно выглядит информация об опыте решения определенных запросов (а не просто об опыте вообще).

Опыт косвенно  подтверждает ваш уровень компетентности, а также позволяет вам дистанцироваться от множества однодневных доморощенных психологов, которые заполонили рынок в надежде «срубить бабла». И если вы работаете в определенном проблемном поле долгое время, то не стоит прятать эту информацию в личных записях. Покажите всем.

Узнать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *