Клиенты покупают не опыт психолога и не его знания. Во-первых, наличие знаний подразумевается. Во-вторых, клиенты все равно не могут в полной мере их оценить. Что же тогда покупают клиенты? Гарри Беквит в книге «Продавая незримое» утверждает, что клиенты покупают отношение к себе и советует всем, кто оказывает услуги, обратить на это пристальное внимание. В этой связи хочу рассказать об эксперименте, описанном в «Экзистенциальной психотерапии».

Ирвин Ялом и его клиентка условились, что будут писать краткое резюме впечатлений после каждого часа индивидуальной терапии, передавать их запечатанными секретарю и каждые несколько месяцев читать записи друг друга. Ялом пишет: «Меня поразило расхождение между моим восприятием сессии и восприятием пациентки… Кому нужны были мои точные и элегантные интерпретации? Увы! Она их даже не слышала! В ее памяти сохранились маленькие личные соприкосновения — теплые взгляды, комплименты по поводу ее внешнего вида, мой неизменный интерес к ней, мои вопросы, относительно фильма, который она посмотрела».

Далее Ялом развивает мысль, приводит примеры из практики коллег (например, как Фрейд — помимо анализа вытесненного материала — прибегал к массажу) и приходит к выводу, что целительны не методы, не теоретическая ориентация терапевта, а целительны сами отношение — искренние и принимающие отношения между психотерапевтом и клиентом.

Значимость отношений в решении запроса клиента зависит от конкретной ситуации. Например, в нейропсихологическом обследовании и коррекции — по моему мнению — на первом месте стоят знания и результативность работы специалиста. Но даже в этом случае найдется место улыбке, заботе и интересу к жизни человека, записавшегося на прием. Клиент не оценит насколько глубоко вы понимаете межполушарную ассиметрию, но он почувствует, насколько вы его уважаете и заинтересованы ли с ним работать.

На интер- и супервизиях часто рассматривается правильность консультирования с профессиональной точки зрения. Полезно также обсуждать и то, какое впечатление остается у людей после общения с вами.

Дмитрий Бартошевич

Я маркетолог, автор psycareer.ru. Помогаю психологам находить клиентов и зарабатывать частными консультациями.

Написать письмо → Dmitry.Bartoshevich@psycareer.ru

 

Твитер - ВКонтакте


© 2017